Если не задумываться, зачем получать второе высшее образование в университете, а просто проанализировать статистику, то станет ясно, что в последние годы на 70% увеличилась потребность в специалистах с двумя дипломами, а также различными сертификатами и курсами.
Объяснение здесь одно: рынок, экономика меняются, поэтому работодатели предпочитают разносторонних специалистов. Как говорят сами специалисты, имеющие два и более дипломов, дальше учиться их заставили амбиции, недостаток знаний, потребность сменить профессию – у кого что.
Почему люди идут учиться повторно
Причины могут быть самые разные: от банального отсутствия интереса к уже имеющейся профессии до вдруг появившихся амбиций руководителя или внезапно открывшихся перспектив карьерного роста.
Следует признать, что в России мало работают с детьми в плане профессиональной ориентации. Этот процесс и рядом не лежит с работой, которая проводится в Европе. Там все профессии уважаемые, поэтому нет необходимости доказывать всем, что достоин учиться в вузе.
Поэтому никто никого не заставляет поступать, если человек не уверен, нужно ли ему это. Кто хочет, тот уже в школе интересуется наукой и ему просто помогают определиться со сферой деятельности – точные, естественные или гуманитарные предметы.
У нас же человек с трудом оканчивает вуз, а затем с трудом работает по специальности. Долго так издеваться над своей психикой нельзя, поэтому все заканчивается уходом с работы и поиском другой деятельности, которая приносит удовольствие. Это самый плохой ход событий.
В другом случае получить второе высшее образование заочно человека вынуждают (или наоборот мотивируют) обстоятельства:
- потребность в дополнительных знаниях;
- открывшиеся перспективы развития компании;
- новая должность;
- зарплата, хотя у довольных своей работой это никогда не является главной целью, чаще неудовлетворенные видом деятельности люди стараются компенсировать дискомфорт деньгами;
- потребность в учебе – такое тоже встречается.
Можно привести один распространенный пример из области управления персоналом. На Западе давно есть стратегии поведения руководителей и подчиненных, их изучают в университетах на факультет менеджмента и управления. С некоторых пор такие знания стали пользоваться спросом в России, потому что учат руководителя эффективно сотрудничать и убеждать персонал.
Эти навыки сохраняют психическую энергию и повышают потенциал сотрудников – что еще нужно для эффективной работы. Человек, который понял, что хочет управлять или которому предложили руководящую должность бегом побежит получать второе высшее образование в управлении, несмотря на то, что у него есть семья и работа.
Во-первых – это интересно, во-вторых – выгодно по финансам, в-третьих – такие знания можно применять и в жизни.
«Собирать» дипломы или получить нужную специальность
Второе высшее профессиональное образование и последующие учебные проекты стоят дорого, поэтому бездумно поступать в университет не имеет смысла – можно больше потратить, чем заработать, а это противоречит правилам распределения финансов.
Чтобы определиться – учиться или нет повторно, нужно проанализировать свои потребности, мотивацию, учесть трудности, с которыми придется столкнуться, и только потом выбирать конкретную форму обучения – очную, заочную или дистанционную.
«Собирать» сертификаты с курсов и коллекционировать дипломы можно только в том случае, если вы ведущий специалист компании и все обучение вам оплачивает руководство, в надежде, что вы не поменяете место работы. Иногда директора идут на хитрость, предлагая ценному сотруднику поучиться бесплатно, но с одним условием: если он вздумает уйти, то должен будет вернуть часть вложенных в него денег.
Нужно иметь ввиду, что у работодателей вызывает подозрение человек, который кардинально меняет сферу деятельности. Например, из психологов в экономисты, из художника в юристы и тому подобное.
Сразу возникает вопрос: а такой ли он хороший экономист, если не смог найти себя в психологии. И наоборот: человек, который выбирает в качестве второго высшего смежную специальность, вызывает уважение, так как постоянно развивается и расширяет компетенции.
Сколько учиться
Важно при получении второго высшего, сколько лет учиться. Если специальность смежная, то процесс пойдет быстрее, возможно через 2 года человек получит диплом. При кардинальной смене профессии все профильные предметы придется осваивать с нуля. Для этого должна быть железная мотивация и желание стать кем-то, кого выпускает данный вуз.
Учтите, если у вас есть семья, то мужу/жене/детям может не понравиться, что вас никогда нет дома, а если есть, то занят учебой. Внимание – за ним охотятся все в социуме. Если ваше внимание будет целиком отдано новой профессии, со стороны домочадцев обязательно появятся претензии.
В какой области нельзя работать без диплома
Все знают, что программисты могут делать свою работу без диплома. Главное – умение и репутация, а диплом могут и не спросить. Но в педагогике, медицине, экономике и юриспруденции вас на работу не возьмут – такой закон.
Заочное педагогическое второе высшее образование получают те люди, кто хочет расширить свои навыки или получить подтверждение, что имеет право преподавать. Изучение методики преподавания предмета является в данном случае мотивом поступления в вуз. Такая система более развита в западных вузах: там отдельно учат специалистов и преподавателей, причем последним всегда «достается» больше, чем первым.
Например, человек хочет преподавать экономические дисциплины, но имеет диплом и практический опыт бухгалтера. Чтобы идти в колледж работать, ему нужна методика преподавания. Как вариант второго высшего экономического образования – магистратура.
Второе высшее медицинское образование получают реже. Обычно с медициной люди связывают свою жизнь сразу после школы и развиваются в этом направлении. Возможна переквалификация по смежной специальности, например, с учетом развивающихся технологий, обычный хирург может переучиться на новое оборудование и сделать на этом карьеру.
Второе высшее экономическое может понадобиться специалисту в области управления или менеджмента, чтобы понимать, какие задачи стоят перед компанией и как правильно подбирать персонал по их профессиональным качествам.
Форма обучения
Если жить в большом городе, то вариантов больше: очно-заочное, очное, дистанционное или заочное. Для жителей отдаленных регионов поступление и обучение связано с расходами на билеты, проживание во время сессии. Чтобы получить образование в Москве, можно выбрать дистанционную форму.
Эта форма есть не во всех вузах, но подходит для тех, кто уже имеет опыт учебы и мотивацию, что гораздо важнее. Дистанционное образование проходит по тем же программам, что очное и заочное, но при этом стоит дешевле, а главное – позволяет выгоднее распоряжаться своим временем.
Дистанционщики имеют доступ к электронной библиотеке и всем материалам, которые доступны очникам, поэтому проблем с информацией не будет.